История Испании в живописи

Франсиско Прадилья — “Донья Хуана Безумная” (1877)

%d1%85%d1%83%d0%b0%d0%bd%d0%b0

Хуана I Безумная (1479-1555) была дочерью великой кастильской королевы Изабеллы и великого арагонского короля Фердинанда, чей брак положил начало объединению Кастилии и Арагона, создав одну из самых мощных империй. У Хуаны были старшие брат Хуан и сестра Изабелла, однако они умерли рано, таким образом, принцесса наследовала испанскую корону. Она была замужем за герцогом Бургундским, Филиппом Красивым, которого очень любила и ревновала ко всем придворным дамам; уже в то время проявлялись первые признаки душевного расстройства. Молодой муж скоро умер в возрасте 28 лет, из-за того, что выпил холодной воды после игры в мяч (согласно другим версиям, он был отравлен). На этой почве Хуана стала совсем невменяемой, и её заточили в замок  в Тордесильяс под надзором.  Официально она была королевой, но де-факто страной правили её отец, а потом сын Карл V. На протяжении нескольких веков она оставалась старейшим по возрасту монархом Кастилии и Леона (хоть и на бумаге). В 2013 году этот рекорд был побит королём Хуаном Карлосом.

Персона Хуаны Безумной интересовала многих художников и поэтов. Не остался в стороне и Франсиско Прадилья, тогда еще 28-летний начинающий художник из Арагона: его привлекла эта история, полная больной любви, безумия, смерти и ужаса. На картине запечатлена сцена из легендарного путешествия Хуаны с телом её мужа по стране.  Она приказала, чтобы его выкопали из места погребения в Бургосе, чтобы перевезти тело в Королевскую усыпальницу в Гранаде. На протяжении восьми месяцев ехала Хуана, беременная будущей Екатериной Австрийской, со своей свитой, при этом передвигаясь преимущественно ночью. Днём королева и подданные отдыхали в ближайшем монастыре. Один раз свита решила остановиться на отдых в монастыре Санта Мария де Эскобар, но когда королева узнала, что это был женский монастырь, впала в ярость и заставила вынести из него гроб с мужем. Всё еще памятуя о его изменах, она не могла позволить ни единой женщине приблизиться к нему, ни живому, ни мёртвому. Подданным пришлось разбить лагерь в окрестностях монастыря. На картине можно увидеть стоящую около гроба беременную Хуану, молящуюся останкам мужа; почувствовать холод зимнего дня через серое небо и дым костра.

 Франсиско Прадилья «Королева Хуана Безумная, заключенная в Тордесильяс, со своей дочерью, инфантой доньей Каталиной» (1906)

tumblr_nczr01j9401qfcut3o1_1280

Через 30 лет после написания картины “Донья Хуана Безумная” Прадилья снова возвращается к биографии Хуаны. В этот раз художник выбрал тему заточения королевы в замке Тордесильяс, куда её поместил родной отец, король Фердинанд, используя её безумие как предлог, чтобы избавиться от неё, помешать возможному новому браку и править самолично. Хуана вошла в замок в 30-летнем возрасте и прожила там 46 лет в компании нескольких дам, служанок и дочери Каталины.

На холсте можно увидеть сидящую у окна Хуану, погруженную в раздумьях. В окне виднеются земли, королевой которых она является, без возможности управлять ими. В глубине картины мы видим приоткрытую дверь комнаты, где хранятся останки её мужа (так художник поэтически оставил супругов вместе, на деле же гроб Филиппа был захоронен в монастыре Санта Клара). Маленькая девочка, инфанта Каталина, протягивает ручки к маме. В этом замке ей предстоит расти в нужде и лишениях подле сумасшедшей матери, пока родной брат Карлос I не заберёт её из замка.

Хосе Касадо дель Алисаль «Колокол Уэски» ( 1880)

800px-campanahuesca

Художник Хосе Касадо дель Алисаль (1832-1886) писал, в основном, картины на исторические темы и портреты многих влиятельных персон того времени. В 1880 году он представил на Национальной выставке свою работу «Колокол Уэски», которая не получила никаких наград. В ответ на этой художник, будучи первым директором Королевской Академии изящных искусств в Риме, подал в отставку.

На картине изображены события испанской легенды о короле-монахе Рамиро II. В 1134 году Рамиро стал королём королевства Арагон, унаследовав трон от умершего брата. С ранних лет арагонец посвятил себя религии: поступил монахом во французский монастырь, через некоторое время стал епископом. Некоторые дворяне смеялись над новым королем, считая его чрезмерно благодушным и несведущим в военном искусстве, и не желали подчиняться его власти, устраивая разбои и войны с соседними землями. В какой-то момент Рамиро был на грани потери трона и был вынужден бежать в Бесалу. Укрывшись там, он обратился за советом к своему бывшему аббату. Тот сказал: «Чтобы огород процветал, нужно удалить все сорняки».

Рамиро вернулся в королевство и собрал самых влиятельных дворян у себя в замке. Сказав, что сделал такой большой колокол, что его звон услышат на всей территории страны, он пригласил гостей пройти посмотреть на него. Когда дворяне проходили через одну из комнат, их обезглавливали, приговаривая: «Слушайте, слушайте, как звонят колокола». Всего было обезглавлено около 15 могущественных дворян, что внушило страх оставшимся и усмирило их. Так заканчивается легенда, которая вдохновляла разных художников и артистов, в том числе Лопе де Вега.

Рамиро, в браке с Агнессой Аквитанской, произвел на свет дочь Петронилу, которую выдал замуж за барселонского графа Рамона Беренгера, благодаря чему произошло объединение Арагона и большей части Каталонии. Рамиро же развёлся с женой и удалился в монастырь, продолжив своё служение Богу.

Франсиско Гойя «Беата с Луисом де Берганса и Марией де ла Лус» (1795)

image

Франсиско Гойя был знаком со многими влиятельными людьми своей эпохи, в том числе с герцогами Альба. Когда художник жил в их резиденции el Palacio de Buenavista, то создал вот такую интересную картину, полную жизни и озорства. На ней мы можем увидеть дуэнью герцогини Альбы (примеч.: дуэнья — пожилая женщина, воспитательница девушки или молодой женщины-дворянки) по имени Рафаэла Луиса Веласкес, которую чаще звали просто Беатой. Два «ангелочка», которые тянут Беату за юбку — это маленькая Мария де ла Лус, приемная девочка, и Луис де Берганса, сын дворецкого Томаса де Берганса. Кстати, именно он унаследовал две картины с Беатой после смерти герцогини Альбы.

Картина интересна тем, что Гойя мог рисовать её свободно, самовыражаться, не завися от придирчивых капризных клиентов. Полотно получилось очень необычным для той эпохи: старуха хватается за некого мужчину, которого мы не видим. Художникам того времени не было свойственно «обрезать» людей на картинах, это пришло с появлением импрессионистов, которых Гойя опередил на несколько десятилетий

Франсиско Гойя «Герцогиня Альба и её дуэнья»

 tumblr_o6b6vpnp0k1qfcut3o1_1280

Нелегко быть дуэньей: то дети пошалят, то собственная воспитанница пытается напугать амулетом от сглаза. Гойя в свойственной ему ироничной манере создал комичную ситуацию, чтобы посмеяться над предрассудками и суевериями, которые существовали среди сторонников колдовства и религиозных фанатиков. Для художника волшебный амулет и распятие, которым старая Беата пытается отмахнуться от колдовского амулета, одинаково бесполезны. Картина получилась очень живой и полной энергии, мы как будто видим движения женщин.

Хоакин Соролья «Мать» (1895)

tumblr_nnpv72fGPu1qfcut3o1_1280.jpg

Одна из самых необычных картин Сорольи из-за своей простоты и минимализма: зритель может увидеть лишь голые стены и кровать с одеялом и подушками. Всё нарисовано в белом цвете, правда, художник смог мастерски «разбить» его на десятки оттенков. В центре полотна можно разглядеть маленькое личико младенца и усталое лицо женщины. На этой картине художник запечатлел свою жену Клотильду и новорожденную дочку Елену, отдыхающих после утомительных родов. Правда, моделью послужила не сама дочка, а недавно родившаяся кузина.

Хоаким и Клотильда познакомились еще подростками и поженились в 1888 году, когда ему было 25, а ей — 23. Они прожили вместе 35 лет, вплоть до смерти художника. Клотильда была главной любовью и музой в жизни Сорольи. Во многом благодаря её любви и поддержке художник смог стать тем, кем стал. Вынужденный часто путешествовать в одиночку, он писал письма жене, всего их насчитывается свыше 2 тысяч.

Клотильда часто становилась моделью для его картин. Мы можем увидеть её образ на таких полотнах, как «Клотильда в сером платье«, «Первый ребенок«, «Моя жена и мои дети«, «Обнаженная женщина«, «Ла Калета, Малага«, «Клотильда в мантильи«, «Клотильда в вечернем платье» и др.

Елена, младшая дочь Хоакина и Клотильды, с юности проявляла интерес к скульптуре и имела таких знаменитых учителей как Мариано Бенльюре и Хосе Капус Мамано. Участвовала в нескольких выставках, но после замужества была вынуждена оставить искусство и посвятить себя семейным обязанностям.

Оставьте комментарий